интернат, центр
  • +7 (47367) 6-13-74
Кантемировка, 9 Января ул, 4

Аннотация к рабочим программам дисциплин


    

Обеспечение реализации образовательной области «Физическое развитие»

 

Направление «Физическое развитие» как приоритетное реализуется  в работе с детьми с двух лет через адаптированное внедрение в образовательный процесс парциальной программы  В. Алямовской «Здоровье».

Деятельность ведется по четырем направлениям:

  1. Обеспечение психологического благополучия.
  2. Охрана и укрепление здоровья детей.
  3. Духовное здоровье.
  4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

 

 

Обеспечение реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

     Задачи социально-коммуникативного развития как приоритетного решаются через реализацию содержания парциальной программы:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б..

Цель  программы:  формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

Основные принципы программы:

принцип полноты, обеспечивающий реализацию всех разделов программы;

принцип системности, подразумевающий систематическую работу в рассматриваемом направлении, гибкое распределение материала в течение года и дня;

принцип учета условий городской и сельской местности, позволяющий компенсировать неосведомленность ребенка о правилах поведения в непривычных для него условиях;

принцип интеграции, способствующий использованию программы как части основной общеобразовательной программы детского сада;

принцип координации деятельности педагогов, обеспечивающий последовательность изложения темы;

принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, подразумевающий активное участие родителей в образовательном процессе, направленном на освоение ребенком знаний о правилах безопасного поведения, здоровом образе жизни и формирование соответствующих умений и навыков.  

В образовательном процессе используется содержание следующих тем программы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице». Данные темы тесно связаны с комплексно-тематическим планированием.

 

    Задачи социально-коммуникативного развития решаются через реализацию парциальной программы «Я – человек» (приобщение ребенка к социальному миру) С.А.Козловой.

     Цель программы: дать педагогу «инструмент», который поможет сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

    Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.            

   Концептуальные положения построения данной программы:

   1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств.

    2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя  человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путём приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

    3. Стержневым понятием программы являются знания о человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

    4. В программе идет отбор материала между высшими и низшими порогами информативности.

     5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.

 Программа включает 4 больших раздела: «Что я знаю о себе», «кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля – наш общий дом».

    

     Задачи социально-коммуникативного развития решаются через реализацию парциальной программы «Я, ТЫ, МЫ» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Программа направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка.

 Цель: воспитывать нравственные формы поведения ребенка, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительно относиться к ним, достойно выходить из конфликтных ситуаций, а также развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать собственные возможности.

 В программу входят следующие разделы:  «Уверенность в себе»,  «Чувства, желание, взгляды»,  «Социальные навыки».

 

Обеспечение реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

 Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева) предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.

Цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Для каждой возрастной группы предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т. д.

Приоритеты Программы:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  2. Необходимость широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии
  4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.

К Программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы.

 

 

   Рабочая  программа «Родной край» реализуется в работе с детьми среднего, старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной Воронежской областью.

   Система  патриотического  воспитания  дошкольников построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

- курс  НОД по краеведению (социальный мир)  с детьми;

- общеколлективная деятельность в сообществе детей, взрослых (педагогов  и родителей) с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех детей в этический диалог, общение, взаимодействие.

Каждый из этих компонентов, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность призван осуществлять определенную часть общей педагогической   задачи,    предусматривающей     охват     всей жизнедеятельности дошкольников.

Цель программы:

Обеспечение широкой направленности содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историй и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, гражданские и многокультурные  черты.

      Представление о малой Родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому содержание психолого-педагогической работы по ознакомлению с малой Родиной интегрируется со всеми образовательными областями.

 

          Программа «Юный эколог»  С.Н.Николаевой  состоит из двух взаимосвязанных частей:

1. Формирование начал экологической культуры у детей;

2.  Развитие экологической культуры взрослых.

         Программа «Юный эколог» включает в себя:

      -  концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

      -  экологический обоснований подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы в ОУ и семье;

      -  подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);

      - технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Важнейшие положения Программы:

  • старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
  • морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;
  • при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта); старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта);
  • средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщённые, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост т развитие растений и животных).

      Главное в работе по экологическому воспитанию детей является правильная организация природной зоны – той части помещения и участка ДУ, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

      Методы экологического воспитания детей:

- многоразовые наблюдения объектов;

- фиксирование наблюдаемых объектов и явлений доступными для детей способами;

- обсуждение увиденного;

- осуществление различных видов деятельности: уход за обитателями природной зоны, общение с ними, моделирование явлений природы;

- отражение впечатлений природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

   Программа состоит из 5-ти разделов:

1-2 разделы – посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

3-й раздел – прослеживает их роль в процессе онтогенеза – роста растений и животных;

4-й раздел – раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;

5-й раздел – показывает разные формы взаимодействия с природой.

Программа имеет развёрнутое методическое обеспечение.

 

Обеспечение реализации образовательной области 

«Художественно-эстетическое развитие» 

Задачи художественно-эстетического развития как приоритетного решаются через реализацию содержания парциальной программы: «Исток» Воденниковой Т.А.

Цель: Развивать у дошкольников знания об искусстве, его видах, овладение различными  приемами изображения, предоставляющая возможность для развития творческого воображения и способностей детей оценивать и совершенствовать свою деятельность.

Программа содержит этно-исторический материал о Воронежском крае, дает обширный справочный материал об этапах становления и развития Воронежского края, о его архитектурном облике в разные эпохи; о  народных промыслах и ремеслах, обычаях, обрядах, одежде, старинных праздниках, духовной жизни города, знаменитых земляках, родной природе.

Отличительной особенностью является:

1. Деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами искусства и изобразительной деятельностью

2. Включение ребенка в творческий поиск через умение рассматривать произведения изобразительного искусства.

3. Национально - региональный компонент программы, включающий иллюстрированный тематический план, значительный этно-исторический материал, зрительный, литературный, музыкальный ряд повышает методическую ценность и выделяет ее особенность, уникальность для работы по ней с детьми от 3 до 7 лет.

Программа построена на следующих принципах:

Принцип связи с жизнью. Он обусловлен необходимостью формирования прочных культурных и нравственных взглядов подрастающего поколения. Поэтому поддерживается постоянная связь  с явлениями общественной и культурной жизни, природным окружением, происходит опора на личный опыт самого ребенка.

Принцип интеграции. Он состоит в использовании синтеза искусств на основе общих для всех видов искусства изобразительно - выразительных средств. Осуществление данного принципа способствует развитию эмоционального восприятия ребенка, помогает ему в создании художественных образов.

Принцип включения регионального компонента. Тема малой родины проходит через всю программу, являясь одной из ведущих и наиболее значимых.

Принцип индивидуализации и дифференциации предусматривает учет уровня развития познавательных и художественных способностей ребенка при определении объема, характера, содержания, форм обучения.

Принцип вариативности обеспечивает возможность использования в содержании занятий самых разнообразных изобразительных материалов и технологий.

 

Программа «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.

Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

 Задачи программы:

     - подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

     - заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, индивидуальных музыкальных способностей);

     - приобщить к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;

     - подготовить к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно возможностям;

     - развивать коммуникативные возможности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни);

     - познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала: иллюстрации и репродукции, малые скульптурные формы, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты. Аудио- и видеоматериалы, «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Методические принципы программы:

  1. Один из главных принципов – создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
  2. Целостный подход в решении педагогических задач:

- обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование;

- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

- приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

  1. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  2. Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарём.
  3. Один из важнейших признаков музыкального воспитания – партнёрство.
  4. Принцип положительной оценки деятельности детей, способствующий ещё более высокой активности, эмоциональной

      отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

     Программа даёт возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

     Программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:

 - эстетическое – развиваются чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

 - умственное – развиваются память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

 - нравственное – формируются дружелюбие, активность и самостоятельность.

 

 

Обеспечение реализации образовательной области

«Речевое развитие». 

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

В программе выделяются особенности работы в каждом возрасте над развитием связанной речи, обогащением словаря, освоением грамматически правильной речи, развитием звуковой культуры речи и образной речи.

Младший возраст – освоение разговорной речи. Главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

 Старший возраст – работа над нарастанием контекстности детской речи: развитие творческой речевой деятельности ребенка и выразительности его речи; развитие индивидуальных способностей; воспитание интереса к речи как особому объекту познания.

 

          Программа «Как хорошо уметь читать!» Д.Г. Шумаева.  

Задачи программы:

  1. Овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка.
  2. Овладение звуковым анализом и синтезом слов.
  3. Формирование устной речи, работа со звуком, словом,  предложением, обогащения словаря.
  4. Обучение  детей сознательному слоговому чтению, с последующим переходом к чтению целыми  словами и небольшими предложениями;
  5. Воспитание  стойкого интереса  к чтению, любви к родному языку.

  

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы. Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на чёткие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить 2 задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.

   Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной  группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за время пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен настоящей программой и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе.

  Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учётом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности.

   Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной стороной языка в соответствии с возрастными нормативами. Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами её выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учётом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаёт надёжную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания.

 

 В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной освещаются основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах. В пояснительной записке данной программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррекционно-развивающегося процесса, рекомендуется речевой материал. В программах представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном сотрудничестве с логопедами-практиками.

      Данная программа содержит 4 части:

- «Логопедическая работа с детьми 1-го уровня речевого развития». Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.

- «Логопедическая работа с детьми 2-го уровня речевого развития». Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.

- «Логопедическая работа с детьми 3-го уровня речевого развития». Авторы: Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина.

- «Логопедическая работа с детьми 4-го уровня речевого развития». Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.

 

«Программа логопедической работы с заикающимися детьми» (автор С.А.Миронова) - в ней реализованы общеобразовательные и коррекционные задачи. Особенность программы в том, что речь детей формируется как произвольная деятельность с использованием дидактических приёмов, устраняющих трудности коммуникативного процесса. Заикающимся дошкольникам конкретной наглядной ситуации уже на первых занятиях доступна самостоятельная речь без заикания. Постепенное нарастание сложности самостоятельной речи определяется прежде всего предметом общения, уменьшением наглядного содержания речи и включением элементов контекстности. Программа на практике доказала свою эффективность в плане решения задач, определяемых программой общего типа, и коррекционных, направленных на обучение детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания. Применяются и логопедические приёмы нормализации голоса, дыхания и других специфических отклонений, свойственных заикающимся дошкольникам.

Система коррекционно-развивающего воздействия по преодолению заикания у дошкольников реализуется в процессе изучения основной программы дошкольного образования. В целях коррекции нарушения используются такие разделы, как «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром и частично другие, а также дидактические игры и режимные моменты. Последовательность изучения отдельных тем в коррекционно-развивающей программе изменена с учётом состояния речевых навыков заикающихся детей и специфических требований к их речи.