интернат, центр
  • +7 (47367) 6-13-74
Кантемировка, 9 Января ул, 4

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОВКЕ К ШКОЛЕ

Пояснительная записка

            Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в его дошкольном звене. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Данная программа заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Основной задачей работы с дошкольниками является развитие соответствующей мотивации детей, развитие любознательности, умственной активности, живого интереса к окружающему, умение взаимодействовать в коллективе.

 Направления программы:

– разработка комплексной диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;

– учет индивидуальных возможностей ребенка на данном этапе развития;

– создание образовательной среды, обеспечивающей полноценную коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию ребенка в школу;

– разработка и реализация педагогами программ, направленных на формирование у ребенка положительного отношения к здоровому образу жизни;

– привлечение семьи к работе по подготовке ребенка к школе. 

Цель программы:

создание педагогических и социально-психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

  • мотивационный;
  • интеллектуальный;
  • произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).   

Задачи программы:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • подготовка к обучению грамоте;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творчески активной личности;
  • развитие координации движений.       

Периодичность занятий: два раза в неделю в течение шести месяцев.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Категория участников: ребенок дошкольного возраста 6 лет.

Рекомендуемое число занятий: 86 

Прогнозируемые результаты программы.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса воспитанник будет уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  • свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
  • знать «соседей» числа;
  • решать простые задачи (в одно действие);
  • на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • выполнять на слух сложные инструкции;
  • ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
  • решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
  • решать логические задачи;
  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета;
  • владеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза, уметь печатать буквы.     

 

Механизм оценки результатов освоения программы: 

  • тестирование: психологическая диагностика по ориентационному тесту школьной зрелости Керна-Йирасика;
  • наблюдение за ребенком, индивидуальные беседы, а также беседы с родителями;
  • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.

Учебно-тематический план.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа социального педагога

№ п/п

Тема

Количество

занятий

Дата проведения

 

1.

«Первая встреча»

1

 

2.

«Моя семья»

1

 

3.

«О дружбе и друзьях»

1

 

4.

«Детский сад»

1

 

5.

«Я мечтал…»

1

 

6.

«Моя любимая игрушка»

1

 

7.

«Учимся вежливости»

1

 

8.

«Моя мама»

1

 

9.

«Мой любимый мультфильм»

1

 

10.

«В мире опасных предметов»

1

 

11.

«Служба спасения»

1

 

12.

«Лекарственные растения»

1

 

13.

«Кошка и собака-наши соседи»

1

 

14.

«Мы знакомимся с улицей»

1

 

15.

«Опасные ситуации»

1

 

16.

«Как правильно себя вести»

1

 

17.

«Мое настроение»

1

 

18.

«Волшебная страна понимания»

1

 

19.

«Мои хорошие и плохие поступки»

1

 

20.

«Когда я буду взрослым»

1

 

21.

«Если вы поссорились»

1

 

22.

«Настроение других людей»

1

 

23.

«Времена года»

1

 

24.

«Что такое закон»

1

 

25.

«Путешествие по городу

Чистоты и Порядка»

1

 

26.

«Улицы моего поселка»

1

 

27.

«Девочки и мальчики»

1

 

28.

Итоговое занятие

1

 

 

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога-психолога 

№ п/п

Тема

Количество

занятий

Дата проведения

1.

«Первая встреча»

1

 

2.

«Мои успехи»

Изготовление дневничков достижения

1

 

3.

«Путешествие в Страну Веселых Овощей и Румяных Фруктов»

1

 

4.

Пластилиновое панно «Овощи и фрукты»

1

 

5.

«Путешествие в Страну Могучих Деревьев и Нежных Цветов»

1

 

6.

«Подсолнух»

1

 

7.

«Путешествие в Страну Добрых Животных»

1

 

8.

Аппликация из ватных шариков «Цыплята»

1

 

9.

«Путешествие  в Страну Игралию»

1

 

10.

Поделка из ниток «Куколка»

1

 

11.

«Путешествие в Мир Транспорта»

1

 

12.

Аппликация из фантиков «Веселый автомобиль»

1

 

13.

«В посудной лавке»

1

 

14.

«Стаканчик»

поделка в технике оригами

1

 

15.

«В гостях у сказки»

1

 

16.

Сладкая открытка «Колобок»

1

 

17.

«Моя семья»

1

 

18.

«Фотоаппарат»

поделка в технике оригами

1

 

19.

«Лесная школа»

1

 

20.

«Закладка для книг» поделка из бумаги

1

 

21.

«В гостях у мышки»

1

 

     22.

«В гостях у птички»                 

 рисование «Кляксы»

1

 

23.

 «В гостях у белки»

1

 

24.

 «В гостях у собачки»

1

 

25.

 «Муравейник»

1

 

26.

 «В гостях у пчёлки»

1

 

27.

«В гостях у медведя»

1

 

     28.

 «У курочки в гостях»

изготовление браслета из бисера

1

 

29.

 Итоговое занятие

1

 

  

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа  учителя-логопеда

№ п/п

Тема

Кол-во занятий

Дата проведения

  1.  

Неречевые звуки.

1

 

  1.  

Слова. Звуки. Звук и буква У.

Определение позиции звука У в слове (начало, середина, конец).

1

 

  1.  

3вук и буква А.
Звуки и буквы А, У.

Определение позиции звука А в слове (начало, середина, конец). Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ.

Знакомство с буквой А. Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, УАУ.

1

 

  1.  

Звук и буква И.

Определение позиции звука И в слове.

Чтение сочетаний АУИ, ИУА и т.п.

1

 

  1.  

Звуки П-ПЬ, буква П

Анализ сочетаний типа АУИ. Определение позиции звука П в словах. Анализ обратного слога типа АП.

Чтение сочетаний АП, ИП, ОП

1

 

  1.  

Звук и буква Т.
Звуки П-Т.

Анализ обратного слога типа АТ. Определение позиции звука Т в словах. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога.

Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ. Закрепление полученных навыков.

1

 

  1.  

Звуки К-КЬ, буква К.
Звуки П-Т-К.

Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов. Звуковой анализ прямого слога. Чтение сочетаний АК, УК, ИК.

Чтение сочетаний ПА, ТА, КА, ПУ, ТУ, КУ.

1

 

  1.  

Звук и буква О.
Звуки Й-ЛЬ.

Определение позиции звук О в слове. Выделение ударного гласного после согл. Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК, КО, ПО, ТО.

1

 

  1.  

Звуки Х-ХЬ, буква Х.
Звуки К-Х.

Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Звуковой анализ и синтез слов "пух", "кот".

Чтение сочетаний. АХ, ХА, ХАП, ХАК, ХАТ, ИХ, ХИ, ХИК, ХИП, ХИТ. Чтение слов ПУХ, КОТ. Чтение односложных слов.

1

 

  1.  

Звук и буква Ы.
Звуки Ы-И.

Выделение ударного гласного после согласного. Звуковой анализ слов типа "кит", "пыль".

Чтение и печатание слогов ЫП, ЫТ, ЫК, ЫХ, ХЫ, ПЫ, КЫ, ТЫ.

1

 

  1.  

Звуки М-МЬ, буква М

Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа "мак", "Тима".

Выкладывание и чтение односложных и двусложных слов. Чтение односложных слов.

1

 

  1.  

Звук и буква С.
Звук и буква СЬ.
Звуки С-СЬ.

Звуко-слоговой анализ слов сок, суп, сам, сама, сами. Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов "гусь", "гуси".

Чтение односложных слов и двусложных слов

1

 

  1.  

Звук и буква Н.

Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова "сани".

Чтение двусложных слов

1

 

  1.  

Звук З.
Звуки З-ЗЬ.
Звуки С-З.

Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зима, Зина. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные

Выкладывание и чтение слов со стечением согласных.

1

 

  1.  

Звук и буква Б.
Звуки Б-БЬ.
Звуки П-Б.

Звуко-слоговой анализ, схемы слов бак, бинт. Ударение. Мягкие и твердые согласные. Звонкие и глухие согласные.

Выкладывание и чтение слов из букв разрезной азбуки.

1

 

  1.  

Звук и буква Д.
Звуки Т-Д.
Звуки ТЬ-ДЬ.

Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов "дубы", "дубок", "домик", "Тома", "дымит". Звуко-слоговой анализ слов "диван", "сатин". Звуко-слоговой анализ слов голуби, бумага. Деление предложений на слова. Звонкие и глухие согласные.

Выкладывание и чтение слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов и предложений.

1

 

  1.  

Звук и буква Г.
Звуки Г -Г’.
Звуки К-Г.

Звуко-слоговой анализ слов типа каска, гонка, санки. Деление предложений на слова, слова на слоги, схемы слов, предложений.

Выкладывание и чтение двусложных слов с закрытым слогом. Чтение слов и предложений.

1

 

  1.  

Звук и буква В.
Звук и буква Ф.
Звуки В-Ф.

Звуко-слоговой анализ слов типа кофта, , кепка, ветка. Подбор слов к схемам. Звонкие и глухие согласные.

Чтение и печатание предложений. Ударение.

1

 

  1.  

Звук и буква Л.
Звуки Л - Л’.

Звуко-слоговой анализ слов типа вулкан, болтик, колпак. Деление предложений на слова, составление схем слов.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений. Ударение.

1

 

  1.  

Звук и буква Ш.

Преобразование слов (мышка - мишка). Составление схем слов по индивидуальным картинкам.

Правописание ШИ.

1

 

  1.  

Звуки С-Ш.
Звук и буква Э.

Преобразование слов (миска - мишка). Подбор слов к схемам.

Чтение и печатание предложений. Ударение.

1

 

  1.  

Звук и буква Р.
Звук Р.

Звуко-слоговой анализ слов типа картон, фартук, карман. Схемы слов.

Чтение и печатание слов и предложений.

1

 

  1.  

Звуки Р-Р’.
Звуки Р-Л.

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений.

1

 

  1.  

Звуки Р-Л-Р’-Л’.
Звук и буква Ж.

Звуко-слоговой анализ слов типа караван, молоток, лимонад. Схемы слов.

Прочитай слово по первым буквам. Правописание ЖИ.

1

 

  1.  

Звуки Ж-З.
Звуки Ж-Ш.

Преобразование слов ( жал - зал ). Подбор слов к схемам (ударение). Деление предложений на слова.

Чтение и печатание предложений. Правописание ЖИ-ШИ.

1

 

  1.  

Звук и буква Ц.
Звуки С-Ц.

Звуко-слоговой анализ слов типа умница, супница. Схемы слов. Твердые согласные.

Упражнения с разрезной азбукой. Ребусы.

1

 

  1.  

Звук и буква Ч.
Звук и буква Ч.

Мягкие согласные. Схемы слов и предложений.

Прочитай слова по первым буквам. Правописание ЧА, ЧУ.

1

 

  1.  

Звуки Ч-Т’.
Звуки Ч-С’.

Звуко-слоговой анализ слов типа половник, чиновник. Схема предложения.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений.

1

 

  1.  

Звук и буква Щ.
Звук и буква Щ.

Звуко-слоговой анализ слов типа кувшинка, частушка. Схемы слов. Ударение.

Печатание предложений. Ребусы. Правописание ЩА, ЩУ.

1

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.
  2. Забранная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 2000.
  3. Игры в летнем лагере /Сост. Т.В. Елисила. - Чебоксары, 1997. — 24с.
  4. Ким А. Детские игры. – М., 1998.
  5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., Физкультура и спорт, 1988.
  6. Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 128 с.
  7. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с.
  8. Дошкольная педагогика, О.А.Копытова, Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / май / 2013.
  9. Дошкольная педагогика, М.В.Еромыгина, Методические рекомендации по испотльзованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / март / 2014.
  10. Никишина, И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением [Текст] / И.В.Никишина.-2-е изд., исправ. и допол.-М.: «Планета», 2013.-408 с. (Дошкольное образование)
  11. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.