интернат, центр
  • +7 (47367) 6-13-74
Кантемировка, 9 Января ул, 4

Консультации педагога-психолога

Консультация для родителей.

    Условия сохранения психического здоровья детей.

    В последнее время всё чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребёнок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребёнок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается.

      Что включает в себя понятие психического здоровья?

       Термин «психическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно И. В. Дубровиной. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни.

      Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

       Психически здоровый человек -  это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живёт в гармонии с собой и окружающими.

       Психическое здоровье детей имеет свою специфику.

Для того чтобы её рассмотреть, можно ещё раз обратиться к взглядам И. В. Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. Она утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребёнка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые ещё не развились у ребёнка, но должны присутствовать у взрослого.

      Факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.

Их можно условно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

      Влияние факторов среды.

Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.

Достаточно часто трудности ребёнка берут начало ещё в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям развития ребёнка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребёнка.

В раннем возрасте (от 1года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом.

Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребёнка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребёнком в этом возрасте можно отнести:

     а) слишком быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребёнка в ясли, рождение второго ребёнка и т.п.;

     б) продолжение постоянной опеки над ребёнком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребёнка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребёнку, поскольку он:

    а) подаёт ребёнку пример отношений с матерью;

     б) выступает прообразом внешнего мира, то есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;

      в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребёнок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребёнка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

        Следующий фактор риска- это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребёнка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.

        Следующий фактор- это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребёнок стремится адаптировать своё поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребёнок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребёнок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

          Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.

Следует отметить встречу ребёнка в детском саду с первым чужим значимым взрослым- воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми.

Кроме того, в детском саду у ребёнка может появиться серьёзный внутренний конфликт в случае конфликтных  отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребёнка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

         Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребёнка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребёнка в детском саду.

          Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.

              Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. А он зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).

             И так мы рассмотрели факторы риска нарушения психического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребёнок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов?

            Кроме того, если рассматривать становление психического здоровья только с точки зрения факторов риска, остаётся непонятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а многие, наоборот, добиваются жизненных успехов, и более того их успехи социально значимы. Также непонятно, почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими во внешне комфортной среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи.

        Поэтому рассмотрим следующий вопрос: каковы оптимальные условия для становления психического здоровья детей.

                                  Влияние факторов среды.

        Семейные неблагоприятные факторы:

 1.неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий и др.).

  2.Нарушение правил семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, гипоопека и т.д.).

   3.Проблемный характер семьи (антипедагогическая, аморальная, асоциальная, кризисная, конфликтная и др.).

             Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями:

     1.не налажена взаимосвязь с педагогом.

      2.Конфликтные отношения со сверстниками.