интернат, центр
  • +7 (47367) 6-13-74
Кантемировка, 9 Января ул, 4

План работы учителя-логопеда

Пояснительная записка

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи и связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умением адекватно использовать вербальные средства общения, владеть диалогической и монологической речью. Все дети, зачисленные в Центр по результатам обследования на ПМПК, как правило, имеют различные речевые нарушения, которые сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.  Для решения этих задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников. Профилактика речевых нарушений необходима в раннем возрасте, когда ребёнком ещё не пройдены основные этапы онтогенеза устной речи и не приобретены вторичные и третичные нарушения развития. Для эффективной коррекции нарушений речи у дошкольников необходимо комплексное воздействие всех специалистов центра.

Основная цель рабочей программы учителя-логопеда  - раскрыть пути формирования у воспитанников центра полноценной структуры речевой деятельности. Программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики, отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста (Т. Б. Филичева, Г. А. Чевелева, Н. Е. Веракса, А. Г. Арушанова, О. Г. Ушакова и др.). В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:

  1. У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.
  2. Речевое развитие сопровождается рядом условий, прежде всего развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить у ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
  3. Содержание речи ребёнка составляют впечатления, получаемые при ознакомлении с окружающим миром, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у ребёнка дошкольного возраста.

Ведущий принцип рабочей программы – принцип комплексности, который выражается в единстве подходов к профилактике и коррекции  нарушений речи воспитанников, личностно-деятельностный подход, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Работа учителя-логопеда направлена на оказание своевременной коррекционно-логопедической помощи детям с различными видами речевых нарушений. Она строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребёнком, а также его образовательных достижений. Важными задачами являются формирование профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями и обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Диагностическая работа

Коррекционно-педагогический процесс предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего первичный, промежуточный и итоговый этапы. Комплексные данные, полученные в результате обследования учителем-логопедом и другими педагогами  центра, отражаются в индивидуальной карте воспитанника. На их основе проектируются индивидуальные образовательные маршруты каждого ребёнка, корректируются поставленные задачи с учётом достижений детей.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФД, ФН, ФФН, НВОНР, ОНР 2-3 уровня.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При формировании подгрупп учитывается не только структура речевого нарушения ребёнка, но и его психоэмоциональный и коммуникативный статус,  уровень работоспособности. Занятия организуются с учётом СанПиН и здоровьесберегающих технологий. Работа по коррекции и развитию  речи строится по следующим направлениям:

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков,

фонематических процессов;

- уточнение, активизация и обогащение словарного запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической сторон речи.

Консультирование

Учитель-логопед проводит индивидуальное и групповое консультирование родителей, которое предполагает обязательную разработку соответствующих рекомендаций. Кроме того, постоянно информирует родителей о речевых достижениях ребёнка.

Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей возникает общий запрос на логопедическую помощь.

Учитель-логопед проводит консультации по запросу и для родителей дошкольников, не зачисленных в «Центр сопровождения и развития ребенка» и даёт им рекомендации по развитию речи.

Консультирование педагогов проводится в индивидуальной или групповой форме. В результате вырабатываются конкретные подходы к работе с каждым воспитанником и его семьёй и ведётся пропаганда логопедических знаний.

Список детей, имеющих речевые нарушения 

пп

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

Логопедическое заключение

Дата зачисления в центр

срок обуче-

ния

Дата выпуска из центра

Логопедическое заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная коррекционная деятельность

учителя-логопеда и воспитателя

 

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевых карт, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребёнка.

3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики воспитанников.

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики воспитанников.

5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине  и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10. Развитие фонематического восприятия детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

12. Развитие памяти детей путём заучивания речевого материала разного вида.

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

13. Закрепление навыков словообразования и словоизменения в различных играх и в повседневной жизни.

14. Формирование предложений различных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ,  составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

 

Годовой план работы учителя-логопеда    

содержит три основных направления:

-работа с детьми,

-работа с родителями,

-работа с воспитателями

 

№ пп

Название мероприятия

Время проведения

1полугодие

2 полугодие

1.

Участие в работе МППК по зачислению детей в «Центр сопровождения и развития ребенка»

июль

 

2.

Обследование речи детей и заполнение речевых карт.

сентябрь

 

3.

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

сентябрь

 

4.

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий

Сентябрь-декабрь

Январь-май

5.

Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков

С октября в течение учебного года

 

6.

Проведение занятий и тренингов  с целью профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста

Сентябрь-декабрь

Январь-май

7.

Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп

Сентябрь-декабрь

Январь-май

8.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей и лиц, их заменяющих

Сентябрь-декабрь

Январь-май

9.

Промежуточная диагностика развития детей, обработка и анализ результатов

 

Январь

10.

Итоговая диагностика развития детей, обработка и анализ результатов

 

Май

11.

Подведение итогов работы за учебный год. Сдача аналитического отчёта методисту центра

 

Май

12.

Подготовка материалов для логопедического обследования, составление рабочих листов для проведения индивидуально-подгрупповых занятий и домашних заданий

 

Август

  Мероприятия, проводимые в течение года 

  1. Участие в педсоветах.
  2. Участие в родительских собраниях.
  3. Оформление логопедического стенда и обновление содержащейся в нём информации.
  4. Комплектование методической и дидактической библиотек. Пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.
  5. Посещение логопедических кабинетов других ДОУ района с целью обмена опытом.
  6. Сбор методических материалов по профилактике речевых нарушений.
  7. Пополнение речевого материала по звукопроизношению, грамматике, лексике и связной речи.
  8. Составление и распечатка индивидуальных домашних заданий.
  9. Посещение курсов повышения квалификации (2015 год).
  10. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, дошкольному образованию и материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика».