интернат, центр
  • +7 (47367) 6-13-74
Кантемировка, 9 Января ул, 4

Рабочая программа социального педагога

Пояснительная записка.

В течение последних лет мы наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.

Можно выделить основные группы проблем:

-         проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;

-         проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

-         проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, педагогов, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в связи, с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Социальный педагог - сотрудник Центра, который создаёт условия для социального развития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

Основное назначение социального педагога - помощь в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в Центре, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает эмоционально-психологическое состояние и социально-экономическое положение личности в обществе, анализирует кризисную ситуацию, планирует пути её преодоления. Работает с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении.

Принципы организации содержания рабочей программы:

  1. Принцип гуманизации предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребёнком своего детства, наиболее полного развития его индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.
  2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.
  3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе.
  4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребёнка и родителей.
  5. Принцип природосообразности обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей ребёнка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.
  6. Принцип культуросообразности, ориентирующий ребёнка на освоение общечеловеческой культуры.
  7. Принцип открытости Центра ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом Центра, характеризующей систему организации деятельности социального педагога.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы:

-         Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования казенного образовательного учреждения Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр сопровождения и развития ребёнка»

-         Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

-        Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

-         Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

-         Декларация прав ребёнка

-         Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 года

 

Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

Возрастные особенности воспитанников.

Период от рождения до поступления в школу является этапом первоначального формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет "недобрано" здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть социализированным - это значит не только быть "таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям в познавать мир.

Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно "переставлены" во времени.

1-3 года

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания особенностей его развития.

Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и социального развития.

Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.

Вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. Дети эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» идет по разным направлениям. Даже 2-3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа.

Малыши, особенно во втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными иг­рушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игруш - кой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необхо­димый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.».

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?»

—     то есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой де­ятельности и самообслуживании.

Малыш овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит деловой, объектно - направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», "Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает. Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т.д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.

3-4 года

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред­лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

3-       5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появ- лением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстника­ми, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

4-       6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой родуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение юбщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

5-       7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие харак­терные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ре­бенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.»

Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Социально - коммуникативном развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

-         стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

-         проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

-        у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

-        целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-        ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-        ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-        ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-        ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-        ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-        ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-        ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

-        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-        ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-        ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

Промежуточные планируемые результаты

 

Качества и показатели:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Социально - коммуникативное развитие»

1- 3 года

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,патриотических чувств:

-         осознает свою гендерную принадлежность;

-         проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он огорчен, расстроен;

-         называет название города, в котором живёт.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: держит взрослого за руку при переходе проезжей части улицы и при движении по тротуару, а также находясь в местах большого скопления людей.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них: появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы и т.д.).

                                                                  4-5 лет

 

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,патриотических чувств:

-         чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного достоинства;

-         проявляет уважительное отношение к сверстникам;

-         знает о достопримечательностях родного города.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила поведения в детском саду и дома.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

-        понимает, что необходимо соблюдать порядок и чистоту;

-        имеет представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке и т.д.).

                                                               5-6 лет

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

-         объясняет правила игры сверстникам;

-        после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;

-        использует «вежливые» слова;

-        имеет навык оценивания своих поступков

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,патриотических чувств:

-        имеет представление о работе своих родителей;

-        знает название своей Родины.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

-        понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

-        различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение;

-         соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;

-        - различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

                                                            6 - 7 лет

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

-         в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;

-         проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,патриотических чувств:

-         понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

-         соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;

-         различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

-         знает назначение светофора, узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

-        различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:

-           знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). 

Цели и задачи рабочей программы.

Цели:

  1. Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.
  2. Координация процесса создания педагогически целесообразной среды.

Задачи:

  1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:

-         повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

-         вовлечения в образовательное пространство Центра потенциальных субъектов среды социального развития;

-         повышения уровня компетентности родителей.

  1. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство Центра и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.
  2. Способствовать процессу социального развития (социализации) воспитанников - процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
  3. Изучать особенности личности воспитанников и их микросреды, условия их жизни.
  4. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
  5. Выступать посредником между воспитанниками и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
  6. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  7. Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
  8. Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
  9.  Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
  10. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Направления деятельности социального педагога.

Основные направления деятельности социального педагога в Центре.

1.Работа с семьями воспитанников:

-           педагогическое просвещение родителей;

-           повышение уровня родительской компетентности;

-           удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

-           изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с педагогами:

-           повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

-           удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

-           изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве Центра.

3. Работа с воспитанниками:

-           подгрупповая, индивидуальная диагностика воспитанников;

-           коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

-           участие в организации досуга детей.

4.Взаимодействие с государственными и общественными структурами:

-           представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.

5.Работа с документацией:

-           формирование информационного банка данных по работе с семьей;

-           разработка годового и учебно-тематического плана работы;

-           подготовка годовых и промежуточных отчетов;

-           пополнение методической копилки социального педагога.

 Основное содержание деятельности социального педагога в Центре.

Организацию работы социального педагога по выделенным направлениям можно представить в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

  1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Информационно - аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

Сбор и анализ информации

об особенностях контингента воспитанников и их семей.

В начале каждого учебного года социальный педагог собирает и анализирует следующую информацию:

  1. Индивидуальные особенности контингента воспитанников Центра:

  - списочный состав групп.


- комплектование групп;

  - состав детей по группе здоровья;


  1. Социальный паспорт Центра.

При изучении семьи использую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование, которое провожу сама и с помощью воспитателей возрастных групп.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:

1 ЭТАП.

Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.

Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство.

Для выявления таких детей использую методы диагностики - экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. После исследования их эмоционального состояния педагогом - психологом определяется группа детей, имеющих проблемы в эмоционально - волевой сфере, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения.

2 ЭТАП

Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия).

Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагается дополнительный опросник, который помогает определить насколько агрессивны родители - насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится диагностика «Рисунок семьи», для определения существующих проблем во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.

3 ЭТАП

Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка.

Использую диагностики родительско - детских отношений,  направленные на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

 

 

 

 

Диагностика по освоению образовательной области

Цель

Диагностическая

методика

Возрастная

группа

Срок

проведения

1.

Выявление изолированных и отверженных детей

Социометрия

Старшая и подготовительная к школе группы

1 раз в год

2.

Выявление детей с заниженной самооценкой

Диагностика

самооценки

Старшая и подготовительная

к школе группы

1 раз в год

3.

Выявление сформированности гендерной идентичности

Беседа, наблюдение по выявлению сформированности гендерной идентичности

Средняя группа

1 раз в год

4.

Участие в выявлении уровня результатов освоения детьми образовательной области «Социально­коммуникативное развитие»

Беседа,

наблюдение

Все возрастные группы совместно с воспитателями

В начале и конце учебного года

«Социально-коммуникативное развитие».

 

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

 

Взаимодействие с родителями и педагогами Центра.

Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:

  1. 1.     Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Используются следующие формы взаимодействия с родителями:

-           лекции;

-            индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно­правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий Центра и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в Центре - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»;

-            информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Родителям о правах детей»;

-             листы - памятки для родителей и педагогов;

-             размещение информации на официальном интернет сайте Центра;

Для работы с педагогами используются:

-            консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно - ориентированной модели общения»,

-            лекции - визуализации (например: «Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»).

  1. 2.     Второе направление - продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения.

-           В рамках работы по этому направлению совместно с воспитателями групп используются такие формы, как семинары - практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника»), проектная деятельность (например, Проект «Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста»), встречи с интересными людьми, приглашаются семьи неорганизованных детей на мероприятия Центра (например, акция «Здоровое питание дошкольников»). Проведение таких социально - значимых мероприятий для ребенка становится событием. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.

-           С педагогами Центра проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов работы: конкурс «Счастливый случай» (закрепление и уточнение знаний педагогов о правах человека); деловая игра - викторина «Знаем ли мы права детей»; конкурс «Шире круг» (знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»); деловая игра «Социальное развитие дошкольников»; деловая игра «Вариант» (развитие культуры общения педагогов).

  1. 3.     Третье направление - взаимодействие с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к группе «риска».

Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными.

 

 

План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к группе «риска»

№ п/п

Объекты

деятельности

Виды возможной помощи

1

Работа с неблагополучными семьями

-       выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния их потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;

-       консультирование членов семьи, социально­-педагогическая поддержка;

-       информационная и организационно-посредническая помощь;

-       оказание посильной организационно-юридической помощи.

2

Работа с малообеспечен- ными семьями

-       выявление и учет таких семей, наблюдение, изучение состояния их потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;

-       оказание посильной юридической помощи: информирование о получении льгот, защиты прав;

-       социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

3

Работа с многодетными семьями

-       выявление и учет многодетных семей;

-       определение основных проблем и потребностей;

-       предоставление информации о пособиях и льготах;

-       консультирование членов семьи, социально­педагогическая поддержка;

-       социальный патронаж семей, контроль межличностных отношений;

-       организация благотворительных акций в пользу многодетных семей

4

Работа с семьями безработных

-       выявление таких семей, наблюдение, изучение их потребностей, проектирование возможной помощи;

-       оказание посильной организационно-юридической помощи;

-       информационная и организационно-посредническая помощь;

-       социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

5

Работа с родителями - опекунами

-       выявление семей, в которых дети находятся под опекой, наблюдение, изучение их потребностей, проектирование возможной помощи;

-       посещение семей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи и обследование ЖБУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.

Третий блок направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс - диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.

Мониторинг освоения образовательной области.

При необходимости по запросу социального педагога используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Социальный педагог совместно с воспитателями групп проводит оценку индивидуального развития детей. В соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребёнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.

 

Индивидуальная карта освоения программы образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие»

 

п/п

Программное содержание

1-3

года

3-4

года

4-5

лет

5-6

лет

6-7

лет

Развитие игровой деятельности

 

1-3 года

 

 

 

 

 

 

эмоционально, активно откликается на предложение игры

 

 

 

 

 

 

принимает условную игровую ситуацию,

 

 

 

 

 

 

 

адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.)

 

 

 

 

 

 

объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.)

 

 

 

 

 

 

может выполнять условные действия с образными игрушками, предметами- заместителями, изображениями (нарисованными объектами)

 

 

 

 

 

 

3-4 года

 

 

 

 

 

 

может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя

 

 

 

 

 

 

умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей

 

 

 

 

 

 

способен придерживаться игровых правил в дидактических играх

 

 

 

 

 

 

разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок

 

 

 

 

 

 

4-5 лет

 

 

 

 

 

 

умеет договариваться, распределять материал, согласовывать действия

 

 

 

 

 

 

способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров

 

 

 

 

 

 

способен выполнять игровые правила в настольно-печатных играх

 

 

 

 

 

 

организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты

 

 

 

 

 

 

5-6 лет

 

 

 

 

 

 

договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры

 

 

 

 

 

 

умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей

 

 

 

 

 

 

в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш

 

 

 

 

 

 

способен импровизировать в игре, свободно чувствует себя в роли

 

 

 

 

 

 

 

6-7 лет

 

 

 

 

 

 

самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации

 

 

 

 

 

 

находит новую трактовку роли и исполняет ее

 

 

 

 

 

 

может моделировать предметно-игровую среду

 

 

 

 

 

 

участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители»

 

 

 

 

 

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам

 

1-3 года

 

 

 

 

 

 

знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова)

 

 

 

 

 

 

доброжелательно относится к деятельности сверстника (с интересом наблюдает, дает игрушку)

 

 

 

 

 

 

замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и детей

 

 

 

 

 

 

3-4 года

 

 

 

 

 

 

умеет общаться спокойно, без крика

 

 

 

 

 

 

здоровается, прощается, благодарит за помощь

 

 

 

 

 

 

делится с товарищем игрушками

 

 

 

 

 

 

4-5 лет

 

 

 

 

 

 

способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора

 

 

 

 

 

 

способен вежливо выразить свою просьбу, стремится быть справедливым

 

 

 

 

 

 

проявляет потребность в общении со сверстниками

 

 

 

 

 

 

5-6 лет

 

 

 

 

 

 

доводит начатое дело до конца

 

 

 

 

 

 

проявляет желание заботиться о младших, стремится защищать тех кто слабее

 

 

 

 

 

 

испытывает удовольствие в процессе

 

 

 

 

 

 

 

выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

 

 

 

 

 

 

6-7 лет

 

 

 

 

 

 

имеет навык оценивания своих поступков

 

 

 

 

 

 

объясняет правила игры сверстникам

 

 

 

 

 

 

стремится радовать старших своими поступками, способен ограничивать свои желания, подчиниться требованиям взрослых

 

 

 

 

 

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств

 

1-3 года

 

 

 

 

 

 

осознает свою гендерную принадлежность

 

 

 

 

 

 

проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он огорчен, расстроен

 

 

 

 

 

 

называет название города, в котором живёт

 ( с подсказкой взрослого)

 

 

 

 

 

 

3-4 года

 

 

 

 

 

 

имеет первичные гендерные представления: мальчики сильные, смелые, девочки нежные, слабые

 

 

 

 

 

 

называет название города, в котором живёт

 

 

 

 

 

 

знает и рассказывает о тех местах в городе, где организуется семейный досуг

 

 

 

 

 

 

4-5 лет

 

 

 

 

 

 

осознает отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного достоинства, уважительное отношение к сверстникам

 

 

 

 

 

 

знаком с достопримечательностями родного города

 

 

 

 

 

 

имеет представления о государственных праздниках

 

 

 

 

 

 

5-6 лет

 

 

 

 

 

 

имеет представления о профессии своих родителей

 

 

 

 

 

 

имеет представления о родном городе, крае

 

 

 

 

 

 

знает названия своей Родины, ее символики

 

 

 

 

 

 

6-7 лет

 

 

 

 

 

 

имеет представления ребенка о себе в

 

 

 

 

 

 

 

прошлом, настоящем и будущем

 

 

 

 

 

 

знает домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии

 

 

 

 

 

 

способен проявить позицию гражданина своей страны, интерес к событиям, происходящим в стране

 

 

 

 

 

 

формировать элементарные представление о планете «Земля», о многообразии стран, культур, обычаев и традиций

 

 

 

 

 

Формирование основ безопасности в быту, социу

те, природе

 

1-3 года

 

 

 

 

 

 

знаком с элементарными правилами взаимодействия с животными

 

 

 

 

 

 

имеет элементарные представления о правилах дорожного движения, знаком с некоторыми видами транспорта

 

 

 

 

 

 

держит взрослого за руку при переходе проезжей части улицы и при движении по тротуару, а также находясь в местах большого скопления людей

 

 

 

 

 

 

имеет представление об опасности (не подходить близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы и т.д.).

 

 

 

 

 

 

3-4 года

 

 

 

 

 

 

знаком с элементарными правилами поведения в детском саду и дома

 

 

 

 

 

 

знаком с элементарными правилами взаимодействия с растениями и животными

 

 

 

 

 

 

может различить транспортные средства: легковой, грузовой, специальный транспорт

 

 

 

 

 

 

соблюдает порядок и чистоту

 

 

 

 

 

 

знаком с источниками опасности дома и в детском саду

 

 

 

 

 

 

4-5 лет

 

 

 

 

 

 

знаком с правилами безопасного поведения во время игры

 

 

 

 

 

 

имеет элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными

 

 

 

 

 

 

знает об опасных животных, насекомых и

 

 

 

 

 

 

 

ядовитых растениях

 

 

 

 

 

 

знаком с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка»

 

 

 

 

 

 

осознает необходимость соблюдать правила дорожного движения

 

 

 

 

 

 

знакомить с некоторыми знаками дорожного движения

 

 

 

 

 

 

понимает, что необходимо соблюдать порядок и чистоту

 

 

 

 

 

 

имеет представление о ситуациях, опасных для жизни и здоровья

 

 

 

 

 

 

5-6 лет

 

 

 

 

 

 

соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду

 

 

 

 

 

 

знает о значении сигналов светофора; узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» и др.

 

 

 

 

 

 

Может различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение

 

 

 

 

 

 

способен соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения

 

 

 

 

 

 

различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»

 

 

 

 

 

 

соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

 

 

 

 

 

 

6-7 лет

 

 

 

 

 

 

знаком с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»

 

 

 

 

 

 

имеет представления о работе ГИБДД

 

 

 

 

 

 

знает как вести себя в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» и т.д.

 

 

 

 

 

 

имеет представление о том, что некоторые бытовые предметы могут причинить вред

 

 

 

 

 

 

 

знает и соблюдает правила поведения во время игры в разное время года

 

 

 

 

 

Развитие трудовой деятельности

 

1-3 года

 

 

 

 

 

 

способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

 

 

 

 

 

 

выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов

 

 

 

 

 

 

стремится соответствовать требованиям близких взрослых

 

 

 

 

 

 

готов помочь в ответ на просьбу

 

 

 

 

 

 

знаком с некоторыми трудовыми действиями взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.)

 

 

 

 

 

 

имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.)

 

 

 

 

 

 

3-4 года

 

 

 

 

 

 

умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться в определенной последовательности

 

 

 

 

 

 

умеет самостоятельно выполнять простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.)

 

 

 

 

 

 

способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.

 

 

 

 

 

 

проявляет чувство удовольствия в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

 

 

 

 

 

 

способен проявлять знания о разных профессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.)

 

 

 

 

 

 

знаком с профессией близких людей

 

 

 

 

 

 

4-5 лет

 

 

 

 

 

 

самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого

 

 

 

 

 

 

 

приводит ее в порядок

 

 

 

 

 

 

самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям

 

 

 

 

 

 

доводит начатое дело до конца, стремится сделать его хорошо

 

 

 

 

 

 

умеет договариваться о распределении коллективной работы

 

 

 

 

 

 

знает о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.)

 

 

 

 

 

 

представляет значимость труда родителей, других близких людей

 

 

 

 

 

 

5-6 лет

 

 

 

 

 

 

соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью

 

 

 

 

 

 

выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы

 

 

 

 

 

 

доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада

 

 

 

 

 

 

способен оценить результат своей работы

 

 

 

 

 

 

испытывает интерес к выполнению полезной для других деятельности

 

 

 

 

 

 

знает о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов

 

 

 

 

 

 

имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд

 

 

 

 

 

 

бережно относится к тому, что сделано руками человека

 

 

 

 

 

 

6-7 лет

 

 

 

 

 

 

самостоятельно ухаживает за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде

 

 

 

 

 

 

умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр

 

 

 

 

 

 

ответственен в выполнении обязанностей дежурного

 

 

 

 

 

 

 

умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги

 

 

 

 

 

 

старательно выполняет поручения, бережет предметы, убирает на место после работы

 

 

 

 

 

 

хочет быть полезным окружающим

 

 

 

 

 

 

способен радоваться результатам коллективного труда

 

 

 

 

 

 

имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города

 

 

 

 

 

 

интересуется различными профессиями, местом работы родителей

 

 

 

 

 

 

бережно относится к тому, что сделано руками человека

 

 

 

 

 

Примечание: отметка «+»или «-»

 

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребенком

Формы взаимодействия социального педагога с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Социально­-коммуникативное развитие».

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда  учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Разработана на основании методических рекомендаций специалистов Челябинского государственного педагогического университета, под руководством кандидата педагогических наук, доцента, декана факультета Едаковой Ирины Борисовны
  2. Василькова Ю. В. Опыт и методика работы социального педагога. - М.,2001.
  1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - 4.1. - Орел, 1994.
  2. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М., 2002.
  3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М, 2001.
  4. Прохорова О. Г. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. - Норильск, 1996.
  5. Торохтий   В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000.
  6. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. 2002.